Крыж: Мое кредо - быть искренним во всем
«Навру с четыре короба» - пообещал Крыж по телефону. Правда, начальник Rapland Music и Rappress сразу оговорился: «Если надо». Надо было нам или не надо, судите сами, но разговор с Константином получился весьма любопытным
Крыж: Мое кредо - быть искренним во всем
«Навру с четыре короба» - пообещал Крыж по телефону. Правда, начальник Rapland Music и главный редактор Rappress сразу оговорился: «Если надо». Надо было нам или не надо, судите сами, но разговор с Константином получился на редкость … э-э-э любопытным.
Место действия: офис Rapland Music, в качестве антуража два компьютера, горы дисков и журналов и главное украшение – зеленый кальян.
Главная новость, - с места в карьер начал Крыж, - что в ближайшем будущем возродится журнал Rappress (последний номер вышел весной 2003). Вот они, - машет в сторону стены, за которой располагается рекламное агентство, - будут собирать мне рекламу. Конкурентами Invox’у мы не будем, т.к. концепция у нас остается прежней – реп, реп, еще раз реп и еще раз реп. Ну и граффити, брейк. Будет полноцветная печать, а материалы преимущественно аналитически-обозревательские, новостей по минимуму. Много публицистики. Журнал можно ожидать уже весной.
Переварив эту радостную новость, пытаюсь выведать из Кости чего-то горячего.
- Расскажи про свое весьма скандальное расставание с Rap Recordz (в 2003 Крыж ушел из основанного им лейбла RR, расставшись с компаньоном Даймом).
- Я уже неоднократно рассказывал все это. Не очень хочется распространяться на эту тему. Если вкратце, то возникли разногласия по финансовым вопросам. Плюс не очень хорошие вещи делались против меня. Умышленно или неумышленно, но это вредило моей репутации как делового человека и личной. Например, под мое имя брались деньги без моего ведома. Более того, меня в этот момент даже в Москве не было.
- Почему же, будучи основателем лейбла, ты не оставил его за собой?
- Понимаешь, в какое-то время я передал управление лейблом другим людям…
- Что это за другие люди?
- Дайм и Мэд. Я присутствовал на лейбле номинально, как владелец, как дизайнер, но уже не управлял. Дайм, безусловно, много сделал для лейбла, но много и напортачил. Многие группы уходили с лейбла или собирались уйти. Молодым командам не уделялось никакого внимания. И у лейбла сложилась репутация, что он пренебрежительно относится к группам.
- Т.е., ты бы вел дело по-другому?
- К моменту моего ухода, у лейбла поменялась концепция общения с группами, которую я заложил. Изначально все группы были друзьями. Все встречались, пили вместе, общались, могли свободно звонить друг другу. Были частью, как бы громко это не прозвучало, одной семьи. Контракты, конечно, подписывались, но для дистрибьюции, не для нас. Люди верили нам на слово. И при этом с новыми группами всегда велась беседа, даже если их отшивали, то всегда объясняли, почему. Позже многим группам не говорилось ни слова, ни да, ни нет. Причем как совсем молодым и неизвестным, так и достаточно популярным.
- Каким это, например?
- Гусь и Фактор прислали свой альбом и полгода ждали ответа. Vanich из Military Clan составил сборник Petrazavodsk Flava и тоже ответа не дождался. К телефону Дайм не подходил, хотя всем его раздавал, а выглядеть болванчиком я не хотел. Я решил, что проще будет оставить лейбл и уйти.
- А в новом твоем лейбле та концепция выдерживается?
- В принципе, да. Мне всегда было интересно общаться с молодыми группами. Понимаешь, сначала все молодые выкладываются, делают все искренне (это слово вам еще не раз встретится в интервью), пропускают свои тексты через себя. Потом, получив какое-то признание, они перестают расти и заботятся только о качестве. Качество, качество, качество – вот что их заботит, а искренность уходит на второй план.
- Значит, второй альбом, скажем, Гека тебе не нравится?
- Здесь все не так. Я не говорю, что второй релиз всегда хуже. Геку совсем не вскружил голову ни первый, ни второй альбом. И в третьем, уже готовом, у него все осталось, как раньше – эмоции и качество его текстов. Он пишет, прежде всего, стихотворения, не думая, для записи или нет. Я возил его на концерт в Смоленск, и он в гримерке хотел читать, дергал других рэпперов: «Давайте, почитайте что-нибудь свое новое». Есть исключения.
- Но все-таки, по-твоему, это повальное явление – резко портиться после первого успеха?
- Да, повальное. Например, Южный Централ. Альбом, второй, потом бэсты какие-то, диссы на кого-то.
- Ты что, считаешь их действительно звездами?
- По крайней мере, они считают себя. Или вот Банда BackFire. Нормальная, в принципе группа, но что с ними стало после первого альбома? Fist. Нормальный товарищ. Я его лично знаю, но он решил, что, если в форуме о нем сказали, что это супер, то к третьему альбому он стал говорить, что отказывается от рэпа и ему стыдно, что его считали рэппером. Все дело в отношении самих артистов к своему творчеству. Если он, записывая музыку, думает о том, сколько заработает, или сколько поклонниц у него появится, то на 80% мне будет неинтересно. Это неискренно. Я не верю человеку, читающему про то, что он бандит в 15 лет или про то, как он мочит скинов. Я сам устроил немало концертов и видел, как эти «бандиты» разбегались при виде одного-двух лысых. А вот, например, историю, которая рассказывается в кастовской «Про Макса», я слышал от Влади задолго до того, как песня зазвучала. Поэтому она мне не кажется неискренней.
- Если уж ты сам вспомнил «Касту», то подпадают ли они под твою теорию о популярности?
- Нет. «Каста» мне всегда нравилась. Безусловно, не все, но нравится. Мне может не нравиться, как они обрабатывают звук, прилизывают его, но это их дело. А вот последний альбом «ЮГ»’а мне совсем не понравился. За счет сильной обработки звука все эмоции оказались стертыми. Качественная декламация текста, не более. И, насколько я знаю, это мнение разделяют многие.
- А тебе не кажется, что все эти темы про скинов и бандитов – вчерашний день рэпа?
- Ты знаешь, ведь и на традиционные для рэпа темы – деньги, разборки, телки, жизнь, можно читать небанально и интересно. Гек это может. В Петрозаводске сейчас ребята развиваются, темы обычные, а подача новая. Я вот группу сейчас буду выпускать, «М.И.Ф.» из Прибалтики. Они сами русские, и у них в паспорте написано «alien» - «негражданин», а если точнее, то «враг». О чем они могут читать? Но делают это хорошо.
- Расскажи поподробнее о своих релизных планах.
- Так. Переиздание альбома Гуся и Фактора, кстати, это самый успешный мой релиз. Новый проект из Калининграда «Адвокат и Капучино». Очень мне импонируют эти ребята. «М.И.Ф.» из Прибалтики, о которых я сказал. Интернет-объединение «I-Tribe», которые тусуются вокруг группы Isquad. Ведутся переговоры с группой «Северный Блок» из Петрозаводска. Новый альбом «Бесконечных Мыслей» - очень интересный релиз, там и Da Bomb и Гусь будут. (сэмплер этого альбома крутился в ноутбуке Крыжа все два часа нашего общения). Проект «Блокада» из Москвы-Подмосковья с продакшеном от Яниса, который работает с ЮГами, Геком. Будет там музыка и Лигалайза и Sir-J. Джип поучаствовал там. С группой из Смоленска «Seniors Company» ведем переговоры. Они недавно, кстати, записались с «Мумий Троллем». Сейчас пишутся с Грувом. На уровне слухов, они что-то готовят вместе с Земфирой. Какие-то сборники, конечно, будут.
- Тебя не очень любят в Интернете, так ведь?
- Да, периодически, кто-то пишет, что Крыж – говно. Ну, говно и говно. Человечек не поленился потратить свое время, набрать все это. Может, это, кстати, кто-то из отвергнутых мною групп.
- Много отказываешь?
- Конечно. Вот недавно парень из рекламного агентства принес диск своего соседа по лестничной клетки. Тот узнал, что мы знакомы: «О, Крыж – легенда русского рэпа! Передай ему наш альбом!». Ну он и передал. «Туши свет» №2. Отказал.
- А выпустишь ты музыку, которая тебе не нравится, но ты понимаешь, что это интересно и профессионально?
- Да. Такие есть и среди моих релизов. Но кто, не скажу.
- Почему журнал прекратил существование?
- Скажем так, приостановил работу. Низкая коммерческая привлекательность. И потом с тринадцатым номером, хоть я и не суеверен, происходило столько всего ненормального, что можно с ума сойти. Три раза он полностью пропадал в компьютере. Восстанавливалось 90% информации, но именно полностью сверстанный журнал входил в те 10% пропавших. Засвечивались пленки, терялись статьи, зависали все компьютеры.
Но сейчас все потихоньку складывается. Взяты интервью у Guru, Raekwon, Fredro Starr. Сейчас его редактором является PJ. Он много писал для рэп-сайтов, очень знающий человек. Я буду писать о русском хип-хопе.
- Что еще в планах?
- Хочу открыть большой Интернет-магазин, который будет торговать любой музыкой, вплоть до той, что группы выпускают сами, но нигде не могут продавать. Кроме, конечно, той, где пропагандируется насилие, тяжелые наркотики и расовая дискриминация.
- Негативно относишься?
- Да сам не курю, хотя бывало раньше. Пить-пью, - в доказательство Крыж допил апельсиновую «отвертку» и взял вторую, - курю обыкновенные сигареты, кальян. Но курить траву не люблю, а тяжелые наркотики никогда не употреблял и другим не советую.
- Какие отношения у тебя с коллегами-конкурентами?
- С Респектом хорошие. С «Неотстоем»… скажем так, деловые. Личные отношения с Ферапонтовым я озвучивать не буду, хотя мы с ним и не ссорились. С Валовым неоднократно были какие-то контры, потасовки…
- Били друг другу морды?
- Драк не было - потасовки. Я же его давно знаю. Он в общении абсолютно нормальный человек, профессионал, а его имидж на людях – это его дело. Я вообще считаю, что у людей, работающих в одном бизнесе должны быть нормальные отношения.
- Ты раскручиваешь группы своего лейбла как-то, кроме интернета?
- Думаю, что рэп именно как рэп раскручивать почти невозможно. Все более-менее раскрученные группы не позиционируют себя как рэпперы. Есть у меня замечательная группа Dead Poets, очень мне самому нравится, слушаю постоянно, но даже если я потрачу 5-15 тысяч долларов на клип, его все равно не возьмут на музыкальные каналы или радио – неформат.
И потом, я хочу, чтобы мой лейбл был стартовой площадкой для молодых групп. Меня эта роль вполне устраивает. Стали бы работать на Respect Production с группой ЮГ в 1999 году? Нет. А мы делали. В общении с молодыми группами своя специфика, свой подход. Заключишь ты группой контракт, вложишь деньги, а потом, когда концерт, они говорят, что к бабушке на картошку надо ехать или сессия.
- То есть работа с молодыми, малоизвестными группами – твой осознанный выбор?
- Именно так. При этом я хочу работать с хорошим, качественным рэпом. Если группа с моей помощью достигнет каких-то высот и не потребует самолет, лимузин и килограмм гашиша, то и тогда буду с ними работать. Потребует – пошли на хуй. Если клип будет действительно нужен, мы его снимем, но тянуть за уши я считаю лишним.
- Я, когда готовился к интервью, остановился на том, что даже представить не могу, что ты слушаешь. Не складывалось.
- Из не нашего: Run DMC – первая любовь, Big Daddy Kane, The Roots, Outkast. Новомодное не очень люблю, но Black Eyed Peas и Eminem могу послушать. Из наших – раннюю «Касту», ранний «ЮГ», Nonamerz… ранний. Не сложились отношения личные и творческие с «Многоточием». Тех, кого выпускаю, тоже слушаю. Часть вещей у Карандаша, Района Моей Мечты, Mary Jane, Дымовой Завесы. «Отрицательное Влияние» заинтересовали. «Черный бумер» не нравится.
- Как спрашивали в «12 стульях», ваше кредо?
- Быть искренним во всем (я даже не сомневался).