Альбом Оксимирона «Горгород» номинирован на престижную литературню премию
Причём в виде поэмы
Недавно были объявлены номинанты на престижную литературную премию имени Александра Пятигорского. Среди претендентов внезапно оказалась «поэма "Горгород"» Мирона Фёдорова. Цитируем текст, выложенный на сайте этой премии:
13 ноября 2015 года в Youtube выложен альбом «Горгород» в стиле рэп. Автор – русский поэт с филологическим Оксфордским образованием, пишущий под псевдонимом Оксимирон (Мирон Янович Федоров). Все тексты треков альбома являются цельным произведением – поэмой, они были почти моментально распространены по сети (их можно прочитать тут). Поэма стала предметом детальнейшего анализа со стороны разной аудитории: от профессиональных филологов, семиотиков, философов до мальчишек с городских окраин, увлеченных рэпом. Альбом послушали миллионы, в сети десятки тысяч страниц обсуждения произведения. Слушатели и читатели поэмы спорят о том, что такое литература и философия, что такое цитирование и первоисточники, что такое антиутопия, почему опять так актуальна стоическая философия, которая явно и не явно упомянута в поэме. О Толкиене и его символике в «Горгороде», о библейских сюжетах, мягко и бережно (хотя и с ненормативной лексикой почти во всех треках) внесенных в череду многомерного, как и положено по законам «большой литературы», переплетения образов и сюжетных линий поэмы. С точки зрения вовлечения в философию, в культурологию, в литературу – это небывалое действие. Но моя оценка этого произведения как философского лежит не столько во внимании к набору пунктов, разбор которых заставляет читателей пройти сопоставимый и по человеко-часам и по качеству курс, характерный для гуманитарного факультета. И не в случайных играх ассоциаций: пять героев-пять вершин в горгороде-пятигорщина. Основная причина подачи на премию Александра Пятигорского – это реализация Автором в «Горгороде» внутри формы рэп-поэмы (рэп-пьесы, рэп-оперы) принципа жесткой позиционности разговора без потери возможности внешнего наблюдения. Не каждая пьеса автоматически дает – позиционность! Мирон Федоров в своём формате сделал то же самое что Марсель Пруст в своём: разобрал себя, свои непримиримые и одновременно со-существующие фигуры сознания – на части и положил их как отдельные – но в единое и завершённое литературное произведение. Это даёт шанс слушателю сделать то же самое: и ангажироваться с какими-то позициями, и одновременно не-ангаживаться, оставшись наблюдателем – проходя по альбому от начала и до конца, целиком. Крепко завязанная в «Горгороде» неувязываемость двух разных философий – позиционности и отстраненной наблюдательности – стала вдруг предметом публичного обсуждения, озадачила и удивила: а кто же автор? кто автор «Горгорода», а кто писатель Марк – главный герой произведения? Это удивление дорогого стоит.
Как вы считаете, достоин ли «Горгород» такой чести?