Чтобы на Ратаковски не позарились: Фаррелл апеллирует приговор о плагиате
Если кто не в курсе, то в США сейчас проходит судебная тяжба, которая может сильно поменять лицо музыкальной индустрии. Родственники Марвина Гэя хотят отсудить 7 миллионов долларов у Фаррелла и Робина Тика за плагиат. Дескать, хит «Blurred Lines» (это там где главную роль играет грудь Эмили Ратаковски) очень похож на «Got to Give It Up» Марвина. И это дело получило новый оборот.
Что касается самого скандала, то ниже мы сделали выжимку текста от Meduza, который объясняет, почему это чертовски важно и как этот скандал может изменить музыкальную индустрию. А пока к новости. Адвокаты Фаррела и Тика подали очередную апелляцию, аргументируя ее тем, что чувство «грува» и «мелодии», на которые ссылаются адвокаты «потерпевшей стороны» – это вещи довольно субъективные и нельзя называть плагиатом просто похожие песни. Тогда весь дабстеп можно смело выпилить под ноль. К тому же адвокатов смущает сумма выплаты в $7.4 млн. Судя по всему, суд затянется, поэтому держим кулаки за Фаррелла и Тика.
Но перед тем, как читать эту странную историю предлагаем послушать оба трека и высказать свое мнение о плагиате комментариях.
А теперь о самой истории этого странного суда. «Blurred Lines» — самая успешная (14,8 миллиона проданных копий) и самая обсуждаемая песня 2013 года, которая принесла ее соавторам по пять миллионов долларов и одновременно фактически уничтожила карьеру Робина Тика. Чрезмерно откровенный клип (версия без цензуры — тут) с обнаженными девушками и крайне двусмысленный текст закрепили за Тиком образ женоненавистника и шовиниста.
Классическая композиция Марвина Гэя «Got To Give It Up» вышла в 1977 году и стала источником вдохновения для музыкантов всех мастей — от Майкла Джексона до того самого Робина Тика, который признавался в любви именно к этому произведению Гэя. После смерти Марвина в 1984 году права на его песни отошли к его детям Френку и Ноне, которые и решили пойти в суд.
Наследники Гэя посчитали, что Робин Тик и Фаррелл Уильямс позаимствовали общую композицию песни «Got To Give It Up». Дескать, очень похожи главная мелодическая фраза в основной вокальной мелодии, несколько «хуков», басовая линия, мелодия и перкуссия. И это крайне необычно, ведь все доказанные случаи воровства песен касаются основной мелодии, которую можно напеть или пробубнить. А тут вам перкуссия и напевы.
Судебный процесс затянулся на две недели и оказался довольно необычным. Поскольку суд рассматривал именно вопрос о композиции песни, а не о том, как она была записана, оригинальные записи обоих треков присяжным не демонстрировали. Вместо этого они могли послушать обработанные версии «Got To Give It Up» и «Blurred Lines» с вокальной линией и минималистичной аранжировкой (послушать их можно здесь). Также сходство доказывалось с помощью нот. На суде Тик сыграл перед присяжными на пианино нарезку из популярных песен, показывая, что не только у него получаются похожие треки. Фаррелл настаивал, что просто вдохновлялся звуком 1970-х и хотел воспроизвести общее ощущение диско-фанка, а не воровать песню Гэя.
Насколько обоснованы претензии семьи Гэя, невозможно сказать и после вердикта суда, который удовлетворил иск и присудил владельцам прав на «Got To Give It Up» 7,3 миллиона долларов. Да, «Blurred Lines» действительно похожа на хит Марвина Гэя почти 40-летней давности — примерно так же, как одна панк-песня похожа на другую, и один блюз — на другой. У песен действительно практически одинаковый бит и довольно схожая бас-партия, но всё же не настолько, чтобы признавать её полным плагиатом.
Признание «Blurred Lines» создаёт опасный прецедент для современной музыки — и в первую очередь для хип-хопа, который строится на сэмплировании. Впервые плагиатом признан известный хит, где позаимствована не основная мелодия, а общее ощущение и детали аранжировки. Журнал NME назвал это решение катастрофой для музыки.
Полную версию текста можно прочитать на Meduza.