Рэпперы, которые "забили гвоздь" с одного удара
Рэп-артисты с единственным альбомом в карьере. Они запоминаются надолго, так как всего лишь единожды вспыхнув, сгорают дотла, оставляя всего себя на том единственном, и потому драгоценном релизе
Современная жизнь все больше и больше нагнетает скорость существования отдельно взятого индивида. Если его постоянно не бомбардируют новостями о предстоящем релизе, он может просто забыть зайти за ним в магазин в премьерную неделю. Большинство выпускаемых дисков и живет то именно одну неделю. Взял, послушал, кинул в угол, что там новенького на подходе? И поди разберись, то ли виной тому обилие продукции и разбалованность слушателя, которому каждый раз нужно подсовывать что-то свежее, то ли сами альбомы в массе своей выходят действительно одноразовые. В качестве противовеса к такому потребительскому подходу, хочется вспомнить альбомы, которые можно не только неоднократно переслушивать много лет спустя, но и те, что стали просто-напросто единственными релизами в карьере того или иного проекта.
Трудно сказать, сколько недавних дебютантов выпустит свой второй альбом. Кому из них суждено обзавестись внушительной дискографией, а кто так и останется исполнителем, который всего лишь смог выпустить один альбом. Логично было бы предположить, что если продолжения не последовало, значит артист никудышный, материал неинтересный. Однако оказывается, что не все так просто. Вариант первый: свою роль играет лотерея – среди нескольких похожих выбирают одного, кто потом становится известен. Вариант второй: исполнитель неформатен, или слишком скандален, и тогда его уже готовый альбом может вообще не увидеть свет (о таких альбомах мы постараемся в перспективе поговорить отдельно). Вариант третий: исполнитель просто опережает свое время, или оказывается на голову выше ближайшего окружения, становясь непонятым и потому заброшенным гением. Оказывается, что таких единственных и неповторимых альбомов существует достаточное количество, причем некоторые из них хочется отнести к разряду "нельзя не заиметь" (must have по-вашему). С учетом того, что такие товарищи с 99-процентной вероятностью просто не дадут "информационного повода", чтобы упомянуть о них на наших страницах, то есть никогда более не станут "актуальными", есть опасность незаслуженного забвения. В этом материале хочется восстановить историческую справедливость и собрать тех, кто запомнился не количеством, а качеством.
Окунувшись с этой целью в пучины имен и названий, мы обнаружили немало интересного и совершили для себя некоторые открытия. Так, например, оказалось, что замечательные проекты вроде Urban Species, Boogiemonsters, Coolbone и College Boyz умудрились перед исчезновением со сцены незаметно выпустить по второму альбому. Так же поступила рэперша с уникальной манерой исполнения Passion и южанин Lil' Zane, которому на момент дебюта прочили лавры молодого Тупака. Правда Zane номинально все еще в строю. Некоторые товарищи, длительное время значившиеся среди групп одного альбома, родили свои вторые релизы кто с семи-, кто с восьмилетней паузой. Это и Justice System, маякнувшие нам в 2002 году, и Lords of Brooklyn годом позже, и восставшие в этом сезоне из пепла Polyrhythm Addicts. У кого-то, вроде Leaders of the New School, Original Flavor и Lucas обнаружился самый первый альбом, предшествовавший тому, что казалось их дебютом. У The D.O.C. вообще странная привычка выпускать по альбому каждые семь лет. Если он намерен и дальше выдерживать такой график, то его четвертый альбом мы получим в 2010 году.
Возможно для кого-то большинство упомянутых имен и названий ровным счетом ничего не значат. Однако поверьте на слово, все они не просто столбы вдоль загородного шоссе, каждый их альбом был либо весьма заметен на общем фоне, либо давал старт будущим знаменитостям, как это было в случае Original Flavor, от которых отпочковался Jay-Z, или World Class Wreckin' Crew, давших миру Dr. Dre (правда в их составе он успел настрогать в разы больше альбомов, по сравнению со своей соло-карьерой).
Так уж выходит, что некоторым для того, чтобы выдать весь накопившийся креатив, достаточно даже одного альбома, и вкладываются они в него на полную катушку. В итоге получаются шедевры, которые либо просто до сих пор комфортно слушаются (станете ли вы через десяток лет слушать теперешних кумиров?), либо многими называются среди лучших за весь отчетный период. Некоторые готовы что-то из них взять в качестве единственного разрешенного альбома на необитаемый остров.
Однако, кого считать артистом одного альбома, если некоторые проекты объявляются спустя восемь лет? Однозначно под этот штамп подходят те, кто зарелизился более восьми лет тому назад, или те, кто выпустил действительно оригинальный альбом и чье возвращение вызывает очень большие сомнения. Понятно, что Pete Philly and Perquisite (дебют в 2005) сюда не подходят, иначе они не разродились бы в январе этого года ремиксовым альбомом.
Проект Automato (дебют в 2004) представляется более подходящим ввиду своей андеграундности и царящего вокруг них информационного вакуума. Но в данном случае, три года тому назад - почти что "вчера". С другой стороны, если учитывать, что в состав этого коллектива входит, ни много ни мало, шесть человек… Причем все они функционируют просто под своими именами безо всяких прозвищ. И альбом у них вышел не то, чтобы революционный – времена не те, просто качественный и отличающийся от большинства. Как вы сами-то думаете, можно ли от такого проекта ожидать долгого и плодотворного существования?
Смотрим дальше. Филадельфийское трио Schoolz of Thought, протеже Scratch'a (диджея The Roots). Есть все основания считать, что со временем парни непременно попадут в обрисованную категорию. Во-первых: они выпустили действительно уникальную работу. Во-вторых: вскоре после появления в 2003 году альбома "From Thought To Finish" лидер коллектива Intense ушел в соло. В 2005-м появился его "The Bohemian Pimp Project" и с тех пор о них ничего не слышно. Хочется ошибиться в этом случае, но чутье говорит об обратном. Слишком уж хорош и оригинален был тот дебют, чтобы рассчитывать на продолжение.
Рэппер с забавным для русского уха прозвищем Baba (что-то вроде нашего "тятя") выдал в 2001-м отличный сольник "Mind Music". Он оказался достаточно разноплановой личностью и есть подозрения, что этот альбом был для него просто интересным, но необязательным опытом. Вроде получилось, можно двигаться дальше и в других направлениях. Baba родился в Австралии, в семье русских эмигрантов (судя по всему, первой волны). В последствии он переехал в Нью-Йорк, а перемешавшиеся в нем культуры разных стран создали взрывоопасную смесь.
Исполняя "сознательный" рэп он добился весьма лестных сравнений в свой адрес (ATCQ и The Roots одни из тех). Кроме того, многие были покорены его способностью битбоксить, одновременно играя на флейте, и его уровнем владения диджериду - духовым инструментом австралийских аборигенов. В дальнейшем его вполне устраивали гастроли с такими артистами как Black Eyed Peas и Jurassic 5, а также деятельность в программе музыкального и поэтического воспитания детей. Такие люди не гоняются за количеством выпущенных альбомов.
В том же 2001 году многие покупатели могли обнаружить на полках магазинов альбом группы London Posse. Те, кто его приобрел, наверняка не пожалели. Те же, кто интересовался подробностями, могли обнаружить, что на самом деле это слегка дополненное переиздание их дебюта 1990 года "Gangster Chronicle". Вот оно как бывает. Кроме того, ребята оказались британцами. Они были среди первой волны местного хип-хопа и сама группа сформировалась и получила название практически случайно.
Однажды основателя коллектива Sipho the Human Beatbox пригласили в качестве поддержки в американский тур группы Big Audio Dynamite, созданной Mick-ом Jones-ом (участником легендарных The Clash). Sipho, в свою очередь позвал с собой Rodney P (на фото), Bionic и DJ Biznezz. Для американцев они были просто компанией из Лондона и в итоге это прозвище так за ними и закрепилось, став официальным названием будущей группы. Случайно собравшись, после выхода "Gangster Chronicle" они так же легко разбежались по своим делам. Rodney P занялся собственным лейблом и до сих пор функционирует на британской сцене. Не исключено, что сейчас его имя значительно более известно, чем название того давнего проекта, поднимавшего хип-хоп на берегах туманного Альбиона.
На сегодня, пожалуй, хватит. В следующий раз мы поговорим о тех, кто остался памятен нам с 90-х годов. О тех, кто всего лишь единожды вспыхнул, сгорев дотла, оставив всего себя на том единственном, и потому драгоценном для него релизе.