Да 108: Песня остается неизменной
19 июля 2004, 15:01

Да 108: Песня остается неизменной

Когда я понял, что музыка - это мое я оставил в покое мс-базу. Что мог передал Куперу, который пошел дальше, как мс. Я пошел по битмейкерству, меня это как-то больше проперло.

Да 108: Песня остается неизменной

Час ночи. Чай выпит. Первая пачка сигарет выкурена. На Rap.Ru добавлена последняя новость и я звоню в Питер, Паше 108-му. Результатом нашей часовой беседы стало это интервью. Читайте ниже о олд-скуле, новом альбоме, ценах на продакшены и видении хип-хопа от Да 108.

Рэп-общественность ознакомлена с тем, что у Да 108 выходит новый альбом – “Комбинатор”, все читали трэк-лист… Интересно почему альбом выходит на 100%, ведь ты раньше работал битмейкером в Москве, потом вернулся в Питер, а теперь снова Москва?

108-й: В принципе работали-то не со 100%, а с Микс Медиа, концерн Медиа Стар, там располагалась студия, как раз был Bad B. Альянс. Потом, после распада Альянса оказались D&D Мьюзик, где с одной стороны Децл, Легалайз и П-13. С другой стороны Влад, Купер, Эл Соло, Мисс Т, Белый Шоколад. Битмейкеры разъехались, потому что пропала централизация. В обеих структурах, я так понимаю, был временный кризис – студии строились и т.д., а потом работа продолжилась. Никакого такого развала и не было. Все равно, сам понимаешь, битмейкеры нужны.

Альбом свой я писал давно, когда время пришло выпускать, просто прошелся по всем производителям - предложения были разные, просто получилось так, что самое реальное предложение и по финансам, и по рекламе исходило от Влада. Все хотят купить продукт, но делиться деньгами… Когда дело до этого доходит все жмутся (смеется). Влад оказался самым нормальным.

Ты делаешь много битов для других артистов. Как ты решаешь, что оставить себе, а что отдать? Ведь наверняка мучительно расставаться с отличным продакшеном.

108-й: Слушай, это так мешает… Во-первых – сапожник без сапог – работаешь, чтобы заработать денежку. Своя работа всегда стоит из-за этого. Это раз. Второе – делаешь продакшн и хочешь оставить его для себя. И сидишь… Либо скрепя зубами отдаешь хороший минусец куда-то. Проблема так стоит. У меня сейчас несколько реальных продакшенов, которые я знаю и Влад возьмет, да кто угодно возьмет, но просто жалко. Хочется себе оставить.

 

С кем из тех, кому ты писал музыку работать было интереснее всего и с кем ты считаешь свою работу откровенно неудавшейся?

108-й: Надо вспомнить... В Питере работал с Дэцо, СТДК, Супа Няма, но это было давно, можно даже за работу не считать. В Москве работал со всем Bad B. Альянсом. Кому интереснее музыку писать… В принципе, как это не парадоксально, как это не смешно, самое прикольное работать с Купером, как бы мы не ругались или наоборот. Просто по профессионализму он для меня самый профессиональный в России человек, несмотря на то, что одно время Легалайз был популярен, сейчас Каста, этот человек  схватывает"на щелчок"! Когда я работал с людьми из Альянса, не буду говорить, чтобы не обижать, новыми, молодыми, которым требовался срочно продакшн, мы писали отдельно каждую строчку и каждую фразу по 40-50 раз, выбиралось лучшее, потом все клеилось… Для меня – это трагедия. Уходишь с работы поздно вечером просто выпотрошенный из-за такой записи. А когда приходил Купер – брался ритм, текст и с первого дубля писался не шедевр, но реальные вещи. После Купера, по профессиональности записи на студии для меня идет Влад, из тех людей с которыми я работал. Может кто-то со мной не согласится, но человек - мастер, который врубается. Бац-бац-бац, как, что, где… Хоть он и запаренный делами, звонками – он входит в студию, сразу преображается. Записал и ушел. Потом Лига, Батишта. Порадовал Жорик. (смеется) Как человек, который только начинал читать, брал чужой текст, шел на студию и тут у него ошибка... Ты думаешь: "Kак же ему объяснить, как правильно – он же не знает, что такое такты?". Начинаешь ему прям с ходу говорить: “Слушай, прочитай не так, а вот так!” Думаешь – не поймет. Нет, прям сходу, чувствует в твоем голосе интонацию. Если он не забросит – поднимется.

Паша, ты раскрываешься больше, как МС или как битмейкер?

108-й: Хрен его знает. Я вот не знаю. Мне кажется судить слушателям. Кто-то говорит, что я читаю хорошо, кто-то, что музыка прикольная. Мне больше нравиться битмейкерство. Раньше я в себе растил мс, приемы всякие снимал, вот…

На чем ты учился?

108-й: На фирменных рэпах. Я просто тупо снимал интонации всякие. Все подряд снимал, начиная от Das EFX, House of Pain, Public Enemy.

Судя по тем кого ты назвал ты любитель олд-скула.

108-й: Да. Я снимал базу. У Лордов и Naughty более навороченную школу снимал. Потом, когда пошел современный, плавающий стиль, для меня он не представлял интереса, потому что был не сложен, поэтому я этой школой не особенно интересовался. Когда я понял, что музыка - это мое, я оставил в покое мс-базу. Что мог передал Куперу, который пошел дальше, как мс. Я пошел по битмейкерству, меня это как-то больше проперло.

У меня стойкое ощущение, что групппа Да 108  - очень старая команда, а когда читаю пресс-релиз, в нем написано “Комбинатор” – второй альбом группы”. Как удается столько времени оставаться на плаву с одним альбомом?

108-й: Насчет “на плаву”, мы, как имя затихаем, нас знают все меньше и меньше. Если смотреть правде в глаза, держаться на должном уровне (в плане рекламы) не удается, потому что много молодежи известной, а мы нигде особо не появляемся. Я очень много езжу, как ди-джей, периодически выступаем группой. Изредка в нет песенки выкладываем.

А вообще, ты прав. В 1994 году официально сформировались. Через пять лет вышел первый альбом. Потом пять лет – второй альбом. Андерграунд, вообще, полнейший. Фиг знает… Молодое поколение забывает. Нас поддерживают “старички”, которые дают молодежи какие-то записи, ди-джейство, то что я битмейкером работал в Москве. Может еще видео “Say 26”, снятое на домашнюю камеру помогло, MTV его погоняло. Потому что молодежь приходит на концерты, “Дорогу на Восток” не знает, а кричит “Say 26”!

Не напрягает?

108-й: Нет, пофигу. (смеется)

Я видел видео где ты с Триатлоном, там еще кадры из фильма, где чуваки с автоматами бегают.

108-й: Это было год назад, его сняли, как саундтрек к какому-то фильму. Так, туфта.

Питер – уникальный город. Лондон в совке. И рок-н-ролл из Питера, и шансон, и хип-хоп. Что в городе с рок-корнями может побудить заняться хип-хопом?

108-й: Побудило может быть именно то, что я тогда не слушал рок-н-ролл. Я не знал не истории рока, не истории музыки. Для меня музыка была закрыта. Так что вполне возможно сказалось мое невежество. Через хип-хоп я узнал все остальные культуры. Музыку я особо другую и не слушал – понимал, что нигде нету моего. Когда услышал рэп, впервые в 86-м году…

Что это было, помнишь?

108-й: Tone Loc “Funky Cold Medina”, Hudini, какое-то старое электро. Public Enemy. Потом уже Fat Boys пошли. Vanilla Ice и вся эта туфта. Я понял – вот мое. В Питере до 94-го года вообще не было хип-хопа, кроме пятидесяти человек, которые ходили, что-то слушали. А по жизни, мне нравилось, что я нашел свой стиль и мне нравилось, что я нашел то, что не слушают другие. Поляна была сырая, ниша не заполненна. Может быть, сейчас я бы его не слушал. Мне, например, не нравилось, когда пошло повальное увлечение Onyx’ом, году в 95-м. У меня хип-хоп ассоциировался только с Run-DMC и Public Enemy, у молодежи с Onyx, сейчас с Кастой. Потом я начал слушать Джеймса Брауна, Литтл Ричарда и джаз, и рок. Историю русского рока изучил. В Питере все сильно намешано.

В Питере сейчас сильное хип-хоп движение?

108-й: Да. Не так, как хотелось бы, город маленький, а хип-хоп не особо массовая культура, но больше чем раньше намного, и думаю, будет еще больше. А в Москве, так каждый второй.

Помню, в Питере был Балтийский Клан. Сейчас есть нечто подобное?

108-й: Тусовки есть всегда. Их становится все больше и больше. Балтийский клан – это первая молодежь, “сырая”. Это была не столько тусовка, сколько человек, выпускающий кассеты, воспользовавшийся моментом для коммерции. Так как тусовок не было - молодежь тянулась. А потом начали создавать свое. Первых я уже и не вспомню. Сейчас основные в Питере тусовки: Не в моде продукт, Персонаж – бывшая 108 Flava (Икамби Гва Гва, Зеленый Синдром, X-Team), Getto Voice большие тусы устраивают. Это качественный хип-хоп. Питер пережил волну некачественного рэпа, все переварилось и каждая тусовка делает и фестивали, и читки, вечерние хип-хоп вечеринки, рнб тусовки.

Ты сам часто выбираешься на тусы?

108-й: Не часто. Я перетусовался в свое время. Я стараюсь сидеть над продакшеном и если я выхожу, то стараюсь попилить, почитать. Тусуюсь, но мало, очень мало. Тем более, пошла мода на рнб. Два-три года назад это было прикольно, мы думали “ни фига себе”, левые люди ходили, не хип-хопперы – нас это так обрадовало. А сейчас перетусовались. Сейчас пошло разделение: кто-то ходит на “речевки”, кто-то на рнб, кто-то потанцевать.

Мы говорили о смене поколений. Ты слышал Смоки Мо?

108-й: До недавнего времени я не знал, кто такой Смоки Мо. Потом узнал, что это чувак из старой Да 108 Flava. Была такая группа Три Поросенка, ди-джей Удав, Полек и Смоки. Потом у них была группа Ветер в Голове, они у нас в Первомайке выступали часто, пото развалились. Парень неплохо читает. А теперь оказывается он – Смоки Мо. Я и не знал. (смееется) Я к сожалению пока его не слышал, хотя он мой земляк и живет поблизости.

Ты работаешь дома?

108-й: Да, у меня своя студия. Я ее давно формировал и сейчас работаю. Использую все подряд: внешнее железо, сэмплеры, динамику, компрессоры либо программы, когда совсем уж лень что-то делать. Режу лупы с винила, с cидюков, загоняю в синтезатор и меняю до неузнаваемости. Сейчас вообще очень популярна электроника в хип-хопе, такая здоровая, живая. Клаперы, ва-вау, басы звенящие.

Тебя не раздражет легковесный хип-хоп?

108-й: Знаешь, я вышел из радикального возраста, когда раздражает попсовый хип-хоп. А считал, что должна быть такая вот рэпчина и обсирал всю эту попсень. Сейчас она меня не раздражает почему-то. Кажется все поменялось. Раньше попсовый хип-хоп был, ну совсем попсовый. Синтезаторщина и люди, которые вообще не умели читать. А сейчас нормально, мне нравится динамика, он жирный, не плоский. Второе то, что этим хип-хопом привлекли в наши массы много левого народа, который через этот хип-хоп может понять наш хип-хоп. Человек послушает Nelly, Eminem’a и пересаживается на более жесткий хип-хоп. Может я стал менее радикален... Я не понимаю, когда я ставлю на дискотеке Das EFX и все: “Круто!” Ставлю DMX – фу, попса! Почему? Продакш не попсовый, чувак читает… Может в ихнем возрасте я бы это понимал.

Сколько тебе лет?

Мне 31. Я, наверное, ухом отошел от андерграунда и понимаю, что надо делать что-то удобоваримое.

Мы говорили о продакшене под заказ. Хотел тебя спросить, каковы суммы? Сколько стоит продакшн песни?

Я не понимаю, как возникает цифра, особенно раньше, когда хип-хоп рынка просто не было. Когда мне говорили, что в Москву можно продать продакшн от 200 до 500 долларов у меня был шок. Когда я попал в эту структуру, цены были от 300 долларов за продакшн плюс сотка за сведение. Для меня это тоже был шок. Но когда я увидел концерты Шеff’a, Децла, увидел, что ходит народ, есть спрос, я понял, что рынок есть. Продакшн поднялся до 400, а иногда и до 700 долларов. Потом Толмацкий объяснил, чтобы мы губу не раскатывали, хотя попса и стоит от 1000 долларов. Мы начали возбухать “мало платите”, хотя чего мало – три песни и 1200 в карман положил не напрягаясь... Если маленечко продержались бы, пошло бы развитие, а так… Рынок увяз – очень много продакшена, много новых команд, никто не собирает большие залы, никто с этого не живет. Думаю, сейчас реальный хип-хоп продакшн стоит от 200 долларов.

Паша, я недавно общался с Шеff’ом и так и не понял, почему распался Альянс. Ну, ушел Влад, остальные же остались…

У меня был не такой важный пост, поэтому с меня взятки гладки. Я был простым саунд-продюссером и мне было очень удобно – я работал в структуре, где постоянно крутились бабки, постоянно был при деле, при любимой работе и при деньгах. Если бы все не развалилось, рынок бы начал заполняться разным и качественным хип-хопом. Да, он сейчас разный, но он некачественный. А почему развалилось… Я не понимаю… И Толмацкий, и Влад каждый были по своему правы… На чем они разошлись я себе не представляю. Хрен знает. Если бы не разошлись, можно было бы позволить делать себе всё, от полного андерграунда до чистой коммерции. Не знаю, не знаю.

Для меня лично есть качественный рэп, а есть андерграунд. Я, например, считаю Касту полным андерграундом, с одной стороны, с другой стороны – это российская коммерция. Но по исполнению – это андерграундный рэп, очень давящий на мозги. Для меня по жизни важно одно - чтобы у команды было лицо. Но у них все песни на одно лицо, одинаковы. Нет работы мс. Они поэты, не мс. Им бы приезхать в Питер, побиться с Вованом из Зеленого Синдрома, с Джеффом из Икамби Гва Гва, с Дроносом из X-Team… Для меня, старого рэппера – это не лицо. И как музыка, для меня это не продакшн. Все знают мое мнение, что мне нравится, а что нет. Мне вообще русский рэп долгое время не нравится. И мне не нравится Да 108, Шеff, Bad Balance, Легалайз, Децл. Я им в лицо это говорю. Когда появились Икамби Гва Гва, X-Team, тогда я поверил в русский рэп.  Другие могут злиться, обижаться, я остаюсь при своем мнении.

Давай совершим флэшбэк и вернемся к альбому. Хотелось бы знать о нем все (смех)!

Долго собирал материал. Самые старые песни на альбоме: “Новый год”, “Праздник Эйтона”, “Черная Кошка”. Песни пишутся и скапливаются потихоньку. Эти песни писались чуть ли не в 1998 году. Мы столько “Дорогу на Восток” писали… Самое смешное, что сейчас выйдет третий альбом “Дорога на Восток Gold”. Что это такое? Параллельно с той “Дорогой” писалось еще песен 30 и все эти песни лежат практически готовые, но не могут считаться новыми, потому что они записаны тогда и сейчас я их пересведу, перечитаю, сделаю новый продакшн, ведь эти песни записаны до 1995 года!

А как же Купер?

Где-то он будет, где-то нет. Готовая вещь откладывается в альбом. Так и для “Комбинатора”, часть вещей 1998 года, последние песни писались быстрее – я научился работать со звуком, ведь режиссерского образования нет, только курсы, Шурупу за помощь спасибо. “Черная Кошка” писалась вообще целый год. Она была связана с определенными событиями в моей жизни, я там долго текст вымучивал, музыку. Учился работать с “живым” сэмплером. Была история – я потерял голос и вообще должен был закрыться, как мс. В 1999 году, зимой. Ходил два месяца молчал. На этой песне потерял голос. Меня чуть ли не током лечили. Потом я на этой же песне месяца три ставил голос. Прошел почти год и я ее записал. С каждой песней по разному. Опс – текст, опс – музыка. Пишешь… Так пять лет и прошло

Какие песни на альбоме самые любимые?

Самая любимая песня – новая (смех). В данный момент “Алмаз”, “Автоответчик”, “Гуляка 2” и может быть “Грустная песня 108-го”, потому что это первая песня, в которой я спел. (смеется) Так все понемножку. Внутри семьи все гоняют “Даже если”, жесткая такая песенка. Вообще мне сложно говорить, пусть решают слушатели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я