Легендарный «Roland TR-808»: настоящий переворот в хип-хопе
22 февраля 2017, 21:15 Авторы: Даниель Верс

Легендарный «Roland TR-808»: настоящий переворот в хип-хопе

Эта статья о наследии драм-машины «Roland TR-808», которая перевернула игру, спровоцировав революцию в мире музыки в целом и зарождение хип-хопа.

От провала к триумфу.

«Она была в производстве всего три года, оказавшись коммерчески провальной.

Так как же она, в конечном итоге, стала инструментом будущего?»

Эта история берет начало в японском городе Осака, в далёком 1930 году, в котором родился человек по имени Икутаро Какэхаши. Окончив техническую школу механики и инженерии, после Второй мировой войны Икутаро планировал продолжить учёбу, однако был вынужден переехать в Такатихо, где научился ремонту часов и открыл мастерскую «Kakehashi Watch Shop». В 1950 году он заболел туберкулезом и провел четыре года в клинике. Выписавшись из неё, Какэхаши открыл в Осаке розничный магазин электроники «Kakehashi Radio Shop», который сменил вскоре название на «Ace Electrical».

В 1960 году мистер Кей перепрофилировал компанию на производство электронных органов. Сначала дела пошли не очень хорошо, тогда инвестор и по совместительству основной акционер компании Сакато Шокаи заключил контракт с брендом «National», по совместному созданию и продвижению электрооргана «National SX-601». Это сотрудничество привело Какэхаши к финансовому успеху и уже в 1970 году позволило организовать совместное производство с компанией «Hammond», вылившееся в предприятие «Hammond Int. Japan» и в строительство крупной фабрики. Одной из причин популярности марки стала ритм-машина, разработанная «Ace Electrical», которая имитировала звуки перкуссии при нажатии на кнопки. Автоматическая версия данной ритм-машины под названием «Ace FR-1» становится первым успешным продуктом в США.

Смена акционеров, с которыми Какэхаши не нашёл общего языка, привела к расставанию с «Hammond». И в 1972 году Икутаро решил основать новую, самостоятельную компанию. Так и появился бренд «Roland», один из мировых лидеров в области электронных музыкальных инструментов и контроллеров.

Выпустив в 1978 году первую программируемую драм-машину «CR-78», разработанную вместе с музыкантом и инженером Доном Льюисом, «Roland» получает признание в музыкальной индустрии.

Затем, в 1980 году, случилось знаковое событие, призванное изменить ВСЁ. Выпуск в сотрудничестве всё с тем же Льюисом драм-машины «Roland TR-808»  со встроенными пресетами ударных, на которых была построена вся история современной электронной  музыки.

«TR-808» не была направлена на профессиональный музыкальный рынок, а предназначалась для создания демо-записей барабанных партий. Для выстраивания структуры того, что в дальнейшем будет сыграно вживую. В то время носители памяти для хранения семплов стоили больших денег, и это вынудило компанию разработать машину, способную синтезировать звуки путем запуска электрического тока через транзисторы. Транзисторы, приобретенные для сборки, оказались дефектными, и это отразилось на звучании  модели. Целью Роланда было воссоздать реальные звуки ударных, но звуки ударных «808-ой» звучали очень нереалистично. Электронная музыка ещё не стала мейнстримом, и профессиональные музыканты хотели использовать ударные, которые звучали бы реалистично. Вдобавок к этому, она была подвергнута критике за ограниченное количество встроенных звуков. Все эти факторы повлекли за собой коммерческий провал и малый срок производства модели. За три года было выпущено всего 12 000 экземпляров.

Но оригинальный звук устройства хоть и не сразу, но всё же обрел несметное количество поклонников. С ценником в 1195 долларов «TR-808», выглядел довольно выгодной альтернативой конкуренту Роланда, драм-машине с банком семплов,«Linn LM-1» стоимостью 5000 долларов. Артисты и продюсеры андеграунда начали активное пользование «808» из-за доступности и особенного звучания, к концу 80-х возведя её в статус легенды.

«Ударные, по сути, были барабанами, ими не являясь.

Это было чем-то новым, футуристичным  и уникальным»

Всё было просто донельзя, 16 бортовых звуков, генерируемых с помощью аналоговых схем, каждый раз с нуля,  что давало вариативность звучания. Плюс простой интерфейс, позволяющий быстро и легко визуально воспринимать и задавать партии. Машина дала шанс кому угодно стать продюсером, не имея музыкальной подготовки. Бери и используй, нарушай правила, твори историю.

Музыкантов особенно привлекала кик-бочка с глубоким басом, которая стала «краеугольным камнем» в большом количестве жанров. Её влияние на хип-хоп сделало материнскую драм-машину одним из самых влиятельных музыкальных изобретений последних нескольких десятилетий, что сравнимо со знаковостью гитары «Fender Stratocaster» в роке.

Именитые разработчики называли «TR-808» произведением инженерного искусства и шедевральным детищем Roland Corp. «808 звучит гипнотически, оригинально, неповторимо самобытно и футуристично», – говорили они, озираясь на музыкальную индустрию.

«Roland» стал чемпионом в электронной музыке, став основным инструментом её создания.

Позднее Какэхаши хотел запустить повторное производство модели, но производственные усовершенствования полупроводниковых соединений с развитием технологий сделали невозможным пополнить запасы дефектных транзисторов, и идея перезапуска драм-машины, отказавшейся умирать, сошла на нет.

Для тех, кто хочет увидеть воочию «Roland TR-808» перед собой в наши дни, может найти её со вторых, если не третьих рук от 2500 долларов и выше.

Влияние и наследие

«Roland TR-808» смог оказать огромное влияние на музыку, подарив миру неисчислимое количество культовых хитов, изменивших музыкальный мир планеты Земля. А его звуки продолжают активно использоваться в популярной музыке и по сей день.

Впервые «TR-808» был использован в 1980 году пионерами японского синти-попа, группой Yellow Magic Orchestra, в треке «1000 Knives». В 1982 году икона соула Марвин Гэй при помощи «808-ой» выпустил всемирный хит «Sexual Healing», вошедший в список «500 величайших песен всех времён» по версии Rolling Stone.

В этом же году, вдохновившись первыми диджеями Бронкса, такими, как DJ Kool Herc и Kool Dee, идеолог и лидер Zulu Nation, Африка Баамбата, вооружившись «TR-808», как основным инструментом, совместно с Soulsonic Force, выпускает концептуальный сингл «Planet Rock» с космической перкуссией, который сразу же начал греметь на танцполах США и Европы. Это было объединением электронной музыки, уличной культуры и черной музыки. «Planet Rock» не столько поставил «808» на карту индустрии, сколько  переориентировал весь мир пост-диско танцевальной музыки вокруг него. Композиция знаменовала рождение хип-хопа как явления и повлияла на развитие множества поджанров. Песня вмиг стала всемирным феноменом, популяризировав драм-машину среди артистов и продюсеров, тем самым дав более мощное значение слова «барабаны», а драм-машине – статус монументального музыкального инструмента будущего.

В Объединённом Королевстве «Roland TR-808» была популяризирована электронной группой «808 State», образованной в 1984 году. С подъёмом rave-культуры в мейнстрим, предшествующей Acid-House’у, звук «808» стал основным резидентом на британских радиостанциях.

Использование «Roland’a» Риком Рубином в 1984 году привело к созданию Def Jam Recordings. Рубин начал работать с Beastie Boys и вывел собственную технику накладывания ударных поверх друг друга, создавая звук, способный разорвать акустические системы. Два года спустя Рубин забросил альбом Beastie Boys «Lecensed to ill», в топ чарта Billboard.

Также «TR-808» дал второе дыхание изживающей себя поп-музыке первой половины 80-х, слив воедино танцевальную музыку, ретро-электро и хип-хоп, тем самым добавив в неё новизны и раздвинув границы звучания, и сыграв важную роль в смене традиционной структуры поп-музыки и в её прогрессе.

В 1994 году «808» попадает в альтернативный рок при помощи группы Nine Inch Nails, которая использовала его в сингле «Closer», сделав его вездесущим на альтернативных радиостанциях США.

Знаменитая драм-машина коснулась практически всех направлений современной музыки, изрядно наследив отпечатками.

Такие артисты как Run-DMC, LL Cool J, Public Enemy, Dr Dre, Michael Jackson взяли в свой арсенал драм-революционера. Взамен же «TR-808» взял на себя ответственность за их успех.

«808-бочка», стала настолько неотъемлемой составляющей хип-хопа, что теперь невозможно представить, как бы звучал жанр сегодня, и насколько бы отставал от музыкальной эволюции наших реалий. «808-драм» в ДНК культуры и является движущей силой её развития и вытекающих направлений.

В 2004 году хит Usher’a «Yeah», спродюсированный Lil Jon’ом на «808-х», становится глобальным танцевальным синглом, построившим мост между жанрами и собравшим удивительное разнообразие слушателей, будь то любители поп-музыки или гетто-саунда.

«TR-808» настолько вездесущ на протяжении многих лет, что его драмы будто являются самостоятельным языком выражения

Альбом  Kanye West’а «808’s & Heartbreak» – трибьют и дань уважения драм-машине, в котором она является основополагающей концепта пластинки. West имел ряд правил для его записи, включая директиву, что каждый трек должен быть сделан при помощи японской легенды. Канье, ведомый ритмом «808», выходя за стены жанра, сквозь релиз будто признаётся в любви устройству.

Отсылки в текстах к «808» можно услышать в треках у таких артистов как Beastie Boys, Lil Wayne, Outcast, Robby Williams, Kelis, Ke$ha, Ryan Lewis, Macklemore, Britney Spears и др. Её «808-кик» часто используется в качестве метафоры сердцебиения, например в песнях Мадонны и Рианны.

 «Продюсеры ищут ударники среди тысяч семплов, а в итоге

возвращаются к «808-м». Число 808 – константа в хип-хопе.»

Сейчас звук «808-ой» – основа молодежной урбан-культуры, в частности, трилл-фонка, трэпа, клауда, видвейва и других направлений.

Южные продюсеры не расстаются с «808-бочкой» как в 90-е, так и сейчас. Trill Phonk, мемфисский стиль, который за последние годы обрел популярность в СНГ и наряду с Miami Bass заложил основу для образования таких южный стилей, как Bounce, Crunk, которые явились слушателю миксом из повторяющихся хуков и машинных ритмов  «Roland TR-808».

Первыми диджеями, зародившими мемфисскую волну, стали  DJ Spanish Fly и Dj Paul, основатель объединения Three 6ix Mafia – идолов трилла, благодаря которым стиль разошелся по всему миру. Фронтмен группы Juicy J ушел в Trap, всё так же не расставаясь с «808-ми».

Продюсер Lex Luger, кому приписывается популяризация современного трэпа, начал набирать обороты после того как вывел свой фирменный звук, явившийся масштабным использованием «808-х», хрустящих снэйров, быстрых хай-хэтов и эпичного сопровождения.  

Треки «I Don’t Like» и «Love Sosa» Chief Keef’a  породили новый поджанр трэпа, названный дриллом. Звучание работ Люгера существенно повлияло и на дрилл. Помимо него предвестниками дрилл-движения послужили Dramma Boy и Zaytoven.

В 2012 году электронная танцевальная музыка EDM, являющаяся производной трэп-музыки,   набирает всё большую популярность. Такие представители электронной сцены как Diplo,  Baauer, Keys’N’Krates, Yellow Claw создают огромный резонанс, экспериментируя над звуком и выводя его производные формы. «EDM Trap» приобрёл черты звучания техно, даба и хауса с семплами «808»-барабана и вокальными семплами, характерными для трэпа.

«Roland TR-808» является одним из самых влиятельных изобретений в музыке, породившим индустрию машин-клонов и библиотек семплов. Семплы её ударников имеются практически у каждого уважающего себя продюсера. Почти невозможно найти программный синтезатор или драм-машину, которые не имеют в цифровой форме воссозданные версии её звуков.

Действительно, данному устройству стоит выразить дань уважения за столь обширный вклад в музыку и за толчок в развитии индустрии производства музыкального оборудования. Можно с уверенностью утверждать, что на наш век ещё выпадет множество направлений, в которых этот «DeLorean» от «Roland» сыграет одну из ключевых ролей, существуя вне времени, но безустанно двигаясь в будущее.




comments powered by Disqus


Профайлы

0 - 9 | A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z | А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я